В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства

Архетип (от греч. arche – начало, принцип и typos – образ / от греч. archetypon – прообраз) — прообраз определенной (фиксированной) организованности процесса; прообраз определенной организованности того или иного реализуемого объекта, которые все процессуальны. Архетипичность имеет отношение к организованности процесса (процессуального объекта), по образцу которой реализуются процессы, то есть в схожих условиях формируются унифицировано организованные процессы. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические).
Архетипичность определенной организованности процесса (процессуального объекта) есть фактор, который обуславливает в одних и тех же причинных условиях реализацию процессов данной организованности, то есть формирует предпочтение в реализации процессов именно данной организованности. Чем выше архетипичность определенной организованности процесса, тем выше предпочтение в реализации процессов именно такой организованности, что приводит к унификации в реализации процессов. Архетипичность как таковая порождает унифицированность организованности объектов, процессов, событий.
Архетипичность — свойство присущее в той или иной мере всем существующим вариантам организованности процессов (процессуальных объектов). Любой впервые созданный процесс, обладающий новой уникальной организованностью, характеризуется минимальной архетипичностью, ибо существует в природе в единственном реализованном экземпляре. Мера архетипичности определенной организованности процесса, объекта, события определяется мерой множественной синхронной реализованности (активированности) этой организованности процесса, объекта, события. К примеру, архетипичность организованности протона, нейтрона или атома водорода является высочайшей, ибо активированность (реализованность) процессуальной организованности этих объектов в нынешней Вселенной является гигантской, что, однако, было не всегда. В формировании свойства архетипичности важно, что фактор организованности процессов (фактор их холосной организованности) является фактором внепространственным (хеприферентным). Архетипичность формируется в хеприальных отношениях хеприферентности. См.: Причинность (существо и структура); Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя); Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройства; Хеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства; Начало бытия Вселенной.
Архетипичность и стабильность процессуального объекта — это не одно и то же. Архетипическое предпочтение в реализации определенной организованности процесса еще не означает стабильность этой организованности. На основе стабильности может формироваться архетипичность, а на основе архетипичности фактор стабильности может быть и не сформирован. Так высокой архетипичностью обладает нейтрон и протон, но процессуальная организованность протона является стабильной, а нейтрона — нет.
Мера архетипичности определенной организованности процесса определяется мерой (количеством) реализованности (активированности) данной организованности и обуславливает предпочтение в реализации именно этой организованности процесса. Чем выше мера архетипичности некоторой организованности процесса, тем при прочих равных условиях выше вероятность реализации именно данной его организованности. Архетипичность в реализации процессов противостоит фундаментальной случайности (казуальной неопределенности). Если бы не было архетипичности, то всякое становление процессов было бы уникальным, то есть отсутствовала бы унифицированность. В частности унифицированность мышления людей определяется архетипичностью применяемых ими психических гештальтов. См.: Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Гештальт (в психологии).
Фактор архетипичности является одним из важнейших в фундаментальных основаниях мироустройства. Становление архетипичности организованности процессов любого иерархического уровня позволяет на основе этих процессов как на устойчивой базе строить процессы иерархически следующего уровня организованности в уникальном разнообразии вариантов. Отбор из этих новых вариантов организованности наиболее аксионных (наиболее приспособленных к участию в последующем эволюционном движении) приводит к формированию архетипичности этих вариантов организованности. На их основе строятся в уникальном разнообразии процессы следующего уровня и т.д. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Эволюция (универсальный механизм эволюции)