В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Человек будущего — утопии и реальность

Нынешнее человечество, не понимая существо эволюционного движения Вселенной и специфику развития сознательной природы, не понимая природу собственного развития, но при этом, признавая, что человек не может быть конечным этапом эволюционного движения, придумывает различные сценарии своего будущего. Эти сценарии взяты либо из порядка эволюции живой, но не сознательной природы, либо из тех иллюзий, которые человек склонен на том или ином основании экстраполировать в будущее.
Все многочисленные идеи предполагаемого будущего человека можно объединить в три группы.
К первой группе следует отнести идеи создания нового биологического вида — суперчеловека. Согласно таким представлениям в результате либо неких мутаций генотипа нынешнего человека, активированных техногенными факторами, либо целенаправленной генной инженерии формируется новый вид — суперчеловек, который будет отличаться более высокими способностями совместного с другими людьми космологического паразитирования. В частности предполагают наличие у человека будущего развитых экстрасенсорных способностей, которые сделают его в новом сообществе сверхлюдей воплощением идеала справедливости и гуманизма совместного космологического паразитирования. Ничего подобного, разумеется, быть не может. Прежде всего, эволюция нашего развития всегда имела место и полагать, что ее нет, но она вдруг появится и создаст нового человека, является большим заблуждением. Целью нашей фактически существующей эволюции является развитие нашего сознания, которое реализовано столь активно, что не заметить подобное можно, только не понимая наше космологическое существо и наше место в эволюционном движении Вселенной. Кроме этого, качественное развитие свойств в принципе возможно единственно в иерархическом развитии. Создание же суперчеловека, способного лишь суперпаразитировать, — есть отражение наших космологически паразитических идеалов. См.: Сознание (существо и природа); Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Паранормальные явления психики (пси-феномен) — существо и природа.
Ко второй многочисленной и ныне весьма популярной группе идей нашего будущего можно отнести появление (развитие) таких свойств у людей, которые в сути своей характеризуются возвратом в адаптивное досознательное прошлое. Апологеты подобных воззрений, как правило, обходятся без привлечения мутаций и генной инженерии. Вместо этого предлагаются различные методики развития в медитативном трансе специфического феноменального переживания реальности, реализуемого за счет уничтожения сознательного уровня нашей психики, что несет их последователям блаженство внесознательного (бессознательного) покоя. Существуют также идеи появления таких мутаций, которые способны развить феноменальное (но не ноуменальное) внесенсорное восприятие и таким путем вернуть человека в состояние «золотого» досознательного прошлого. Подобные люди будущего к реальному будущему не имеют никакого отношения, ибо представляют собой регресс, а не прогресс, причем густо замешанной на мировоззрении космопаразитизма. См.: Сансара перевоплощений: действительность и заблуждения; Феномен; Ноумен.
Третья группа представлена такими идеями нового человека, который создается путем биофизического сращения с метаантропной природой и который, как полагают, сможет благодаря этому на качественно более высоком уровне опять-таки паразитировать во Вселенной. Сращение человека и метаантропной природы будет с необходимостью реализовано, однако не в тех космологически паразитических целях, которые себе мыслят нынешние авторы, а в целях совместного с метаантропной природой участия в аксионном развитии Вселенной. Такое сращение с неизбежностью приведет к поглощению природы человека — антропной природы сознательного уровня, иерархически более высокоразвитой метасознательной метаантропной природой. Строго говоря, подобный симбиоз будет иметь отношение не столько к человеку будущего, сколько к развитию метасознательной метаантропной природы, поглощающей нашу антропную природу путем включения нашего сознательного начала в собственное развитие. Психофизиологический симбиоз с метаантропной природой вполне возможен и выгоден для человечества, но он может быть реализован лишь только в таком нашем развитии, которое является космологически ценным (аксионным). Не трудно понять, что космологически паразитирующему человечеству нет места в будущем — ни в автономном бытие, ни в системе метасознания метаантропной природы. См.: Цель существования человечества; Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Метасознание (существо и природа); Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.
В целом можно утверждать, что нынешние представления о трансформации человека в некий новый биологический вид путем естественных мутаций или генной инженерии не имеют под собой — первое никакого реального основания, а второе никакого разумного смысла. Также невозможно создать человека будущего, повернув его развитие вспять — в адаптивное досознательное прошлое, ибо наше будущее находится впереди, а не позади. Создать человека будущего путем симбиоза с метасознательной природой возможно, но лишь при условии, что человечество изменит нынешний космологически паразитический порядок своего бытия на аксионно значимый. В любом случае нам посредством превращения в нечто новое, но еще больше паразитирующее, не сохранить себя в бытие Вселенной.
Для человека, на каком бы уровне развития он ни находился, проблема качества его жизни, смерти и посмертного состояния решалась, и всегда будет решаться исключительно на основе исполнения им своего космического предназначения. Каждое поколение способно прожить свою жизнь счастливо и преодолеть смерть уничтожения. Проблемы человека проистекают не из биологической ограниченности, а из его сознательной ограниченности, обуславливающей низкое качество исполнения им своего космического предназначения. См.: Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Преодоление проблемы, препятствующей нравственной эволюции человечества; Преодоление в жизни страданий, а в смерти — уничтожения, достижение высокого качества посмертного состояния.
Наше космологически ценное (аксионное) развитие и его результаты воплощаются в создаваемом нами аксионном метасознании метаантропной природы. В этом движении в перспективе вполне возможно целенаправленное растворение нашей сознательной антропной природы в метасознательной метаантропной природе, что, будут решать сами люди в данной им свободе сознания и целеполагания.