В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Метарелигия и наука

Метарелигия исходит из убеждения познаваемости Бога. В отличие от традиционных религий и традиционного миропонимания, базирующихся на архаической парадигме (способе) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия, метарелигия и новое миропонимание строятся на базе парадигмы эпистемного сознательного восприятия, обеспечивающей качественно новый уровень познания реальности, чем это доступно традиционной парадигме. Системное восприятие сущностно динамической иерархически организованной реальности обосновывает существование и познаваемость Иерархически Наивысшего Уровня Организованности Мироздания — в традиционном толковании Бога, Высшей Реальности, Высшего Разума, Дао и т.д. Нынешнее фактически безраздельно господствующее убеждение непознаваемости Бога порождено архаической традиционной парадигмой (способом) сознательного восприятия и в определенном смысле фатально для нас, ибо лишает нас возможности осознанного следования Богу и Его Порядку. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Ноумен; Понимание; Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Мироздание; Познаваемость Бога; Цель Бога и ее реализация; Метарелигия; Метарелигия «Космической сопричастности».  
В познании реальности мироустройства метарелигия Космической сопричастности и современная постнеклассическая наука, с необходимостью базирующиеся на новой парадигме эпистемного сознательного восприятия, являются взаимодополнительными и строят единую картину Мироздания. 
Целью науки является познание природы Мироздания (Вселенной) и человечества в его системе. Целью метарелигии является познание места человечества в системе Мироздания, познание Иерархически Наивысшего Уровня Организованности Мироздания (Наивысшего Организующего Начала) и нашей космической обусловленности. В этой связи задача науки состоит в изучении природы Вселенной (Мира), в том числе природы эволюционного иерархического развития её (Вселенной) процессуальной организации, начиная с создания неживой природы, потом — живой природы, далее — сознательной природы, затем — метасознательной природы, и т.д. Задача метарелигии несколько иная и заключается в познании обусловленности движения Мироздания, а также обусловленности бытия человечества в его системе. Это познание осуществляется исходя из восприятия Бога — Наивысшего Организующего Начала, и тех знаний о Мире и человеке, которые достигла наука. То есть задача метарелигии состоит в познании развития Мироздания в его иерархической организации и обусловленности этого развития сверху вниз. В вершине существующей иерархии Мироздания находится Наивысшее Организующее Начало, ниже — Метамир, включающий в себя миры и вселенные. Обусловленность внутривселенского развития, в том числе становления неживой природы, живой, сознательной, метасознательной мы способны воспринимать в эмпирическом опыте. Познание обусловленности более высоких уровней иерархической организации Мироздания осуществляется опосредовано в исследовании существующего движения иерархического развития. Данным образом организованное познание достаточно, чтобы с уверенностью ответить на вопросы о месте и космическом предназначении человечества, о природе нашего бытия и его надлежащем порядке, о нашей жизни и смерти, о перспективе возможного будущего человечества. Метарелигия строится на основе воспринимаемой эмпирической реальности, а также, безусловно, на основе тех знаний, которые достигла наука, однако переосмысленных на базе новой парадигмы эпистемного сознательного восприятия. Метарелигия в состоянии понять божественную организацию Мироздания и реализуемый в божественной обусловленности сверху вниз порядок нескончаемого уникально-аксионного иерархически возобновляемого развития всей его системы. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Начальная организация Вселенной; Эволюция Вселенной; Неживая природа (существо и основания); Эволюция (возникновение и развитие) неживой природы; Жизнь (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) жизни (живой природы); Сознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы); Вечность (существо и природа).
Ныне существующее, если и не противостояние науки и религии, то их разъединение и разобщение, обусловлено ограниченностью архаической традиционной парадигмы сознательного восприятия, которая не способна объяснить природу оснований всего происходящего и общую организацию движения Мироздания. Замена этой парадигмы на новую парадигму эпистемного сознательного восприятия решает данную проблему и открывает путь познания Бога. На этом пути нам становится доступно понимание цели Бога и Им установленного Порядка, раскрывается смысл всего происходящего в системе Мироздания и в нашей Вселенной, в том числе существо космического предназначения человечества. См.: Понимание.
Метарелигия и посттрадиционная наука являются взаимодополнительными областями нашей интеллектуальной деятельности в формировании и развитии целостной, непротиворечивой и в высокой мере адекватной реальности единой картины Мироздания.