В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Паранормальные явления психики (пси-феномен) — существо и природа

1. Понятие паранормальных явлений
Паранормальное (пара от греч. para – возле, при, вне и нормальное) психическое явление — есть такое психическое явление, которое выходит за рамки возможностей традиционного способа (парадигмы) сознательного ноуменально-дискурсивного его восприятия и понимания; феномен психического опыта, выходящий за рамки традиционного способа его сознательного (ноуменального) восприятия и понимания; пси-феномен. В общем случае пси-феномен (пси — буква греческого алфавита, используемая для обозначения психологии + феномен) — есть психологический экстраординарный феномен, который не может быть объяснен в системе нынешнего способа традиционного сознательного мировосприятия и миропонимания. См.: Феномен; Ноумен; Сознание (существо и природа); Восприятие сознательное (ноуменальное); Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Понимание.
Проблемы непонимания природы и механизма паранормальных явлений психики обусловлены архаическим способом (парадигмой) традиционного сознательного восприятия, сформированным во времена неолитической революции, но сохранившимся и применяемым поныне, ограничивающим нас в сознательном восприятии и понимании природы реальной действительности — в частности природы жизни, психики, сознания, памяти и т.п. Замена безнадёжно устаревшего способа традиционного сознательного (ноуменального) восприятия на современный способ (парадигму) эпистемного сознательного восприятия, который существенно адекватнее отражает  реальность, позволяет понять природу мироустройства, в том числе природу паранормальных психических явлений. Разумеется, освоение нового способа сознательного восприятия, адекватного реальности, требует некоторых усилий, но иначе невозможно понять природу реального мира, к тому же нельзя бесконечно оставаться на том же уровне примитивного мировосприятия, что и наш древнейший предок. См.: Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Жизнь (существо и природа); Сознание человечества и его космологическое предназначение; Память психики (природа и местонахождение); Душа.
Понимание природы паранормальных явлений и механизма их реализации позволяет отделить реальность от вымысла. Непонимание приводит либо к иллюзии ничем не ограниченных возможностей психики, либо к отрицанию всего происходящего, что — и то и другое, естественно, не отвечает действительности.
Для того чтобы понять существо, природу и механизм реализации паранормальных психических процессов необходимо прежде достичь восприятия и понимания существующих оснований мироустройства. Затем на базе понимания оснований мироустройства необходимо раскрыть природу и порядок реализации психических процессов и только потом, исходя из оснований мироустройства и природы психики, можно понять реально существующий порядок взаимодействия психики с окружающей средой, в том числе взаимодействия паранормального характера. Вся система такого понимания базируется на современной парадигме эпистемного сознательного восприятия.

2. Основания мироустройства
2.1. Прежде всего, всё, что происходит в природе, происходит исключительно и только в событиях и ничего не происходит вне событий. В основе всей системы мироустройства лежит преемственно организованное становление и относительное разнесение событий (вне относительного разнесения событий невозможно множество различимых событий), что образует процессы. События преходящи, поэтому сами по себе существовать не могут. Все они возможны только в преемственно организованном становлении и относительном разнесении, то есть только в системе тех или иных процессов. Сами процессы — преемственно организованные последовательности событий, становятся (формируются, изменяются, прекращаются) естественно только в событиях, которые включены в некие другие иерархически вышестоящие процессы, а те в свою очередь становятся в событиях, которые включены в процессы следующей иерархии, и так далее вплоть до целостной процессуальной организованности Вселенной. Вся процессуальная система Вселенной формируется в отношениях дальнодействия и реализуется в событиях близкодействия — в событиях взаимодействия процессов (процессуальных объектов) или их распада. Всё существующее, все объекты и их движение, а также и все психические явления, включая сознание, мышление, память, понимание и т.д., сущностно процессуальны и находятся в процессуальных отношениях. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Начала мироустройства; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Вселенная.
В реальности процессуального мироустройства причинно-следственные отношения в принципе не могут быть сведены лишь к отношениям близкодействия, что, к примеру, в квантовых основах мироустройства наглядно демонстрирует эксперимент Эйнштейна, Розена, Подольского. В общем случае свойства и качества различения всех объектов, в том числе психических гештальтов, формируются в эмерджентных отношениях дальнодействия, а их реализация осуществляется во взаимодействии в отношениях близкодействия — в преходящих событиях взаимодействия. Если отношениями дальнодействия в организации свойств макрообъектов неживой природы можно и пренебречь — исключительно не углубляясь в природу свойств макрообъектов и природу их взаимодействия и движения, то в организации свойств всей прочей природы (живой, психической, сознательной, метасознательной и т.д.) — нет. Дело в том, что все свойства формируются в эмерджентных отношениях, которые являются дальнодействующими. См.: Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности; Целостность; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя); Причинность (существо и структура); Гештальт (в психологии).
2.2. Все объекты (процессуальные объекты, ибо других не существует) в системе Вселенной либо непосредственно взаимообусловлены (взаимосвязаны) в своей организации и порядке реализации либо в той или иной мере коррелируют, что и определяет процессуальную целостность любой сложной системы, включая процессуальную целостность Вселенной.
Взаимообусловленность процессов формируется в их иерархическом построении как целостно организованных объектов и эмерджентном формировании их свойств, начиная с целостно организованных наипростейших первичных процессов и далее в иерархии вплоть до целостной организованности всей системы Вселенной.
Корреляция существует в сопряженных процессах, то есть в процессах, порожденных  в одном событии, что имеет непосредственное отношение также и ко всей  системе Вселенной исходно реализованной в одном событии. См.: Начало бытия Вселенной; Начальная организация Вселенной.
Взаимообусловленность и корреляция процессов реализуются в отношениях дальнодействия, которые рассмотрены в статьях: Фундаментальные основания мироустройства; Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройства; Хеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства; Целостность; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.  
Реализация свойств процессов осуществляется исключительно и только в событиях, то есть в отношениях близкодействия; см.: Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя); Каузальность — движущее начало (движущая причина) в организации мироустройства.   
Во всех случаях дальнодействия речь фактически идет о свойствах частей в системе той или иной целостной организованности. В рамках любой целостности свойства каждой ее части формируется (но не реализуется) в отношениях дальнодействия в событиях взаимодействия, происходящих с другими частями и с организацией самой целостности. Окончательно свойства частей в силу фактора казуальной неопределенности формируются при их реализации и реализуются в конечной определенности в событиях взаимодействия, что осуществляется в близкодействии. Сами части также представляют собой целостно организованные процессы (процессуальные системы), которые также состоят из процессуальных частей. Вся эта иерархия целостно организованных процессуальных систем в нижнем пределе представлена целостно организованными первичными процессами, а в верхнем пределе — фактором целостной организованности всей Вселенной. См.: Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Вселенная.
Итак, в системе любой целостности организованность свойств ее образующих процессуальных объектов (частей) формируется в событиях взаимодействия с теми объектами, которые сопряжены с этими объектами в системе данной целостности, а также в событиях изменения рассматриваемой данной целостности, то есть формируется в дальнодействии в хеприферентных отношениях.
Построение любой целостности и ее свойств осуществляется в отношениях дальнодействия, иначе в природе были бы невозможны никакие целостные образования, обладающие эмерджентно качественно новыми свойствами, не сводимых к свойствам их составляющих частей. Вся система подобных отношений дальнодействия формируется в системе хеприферентных отношений. В квантовой механике микромира ее базовая идея, представленная волновой функцией, определяет свойства и организованность движения объектов в отношениях дальнодействия, которые (эти свойства и организация движения) реализуются в событиях взаимодействия в близкодействии, что, разумеется, не отменяет фундаментальные взаимодействия в близкодействии, которые, опять-таки дискретны и реализуются между целостно организованными объектами (то есть организованными в дальнодействии).

3. Природа психических процессов
Психика, как и всё прочее, сущностно процессуальна. Психические процессы отличаются от всех остальных процессов (процессуальных объектов неживой, живой и любой другой природы) иерархически третьим уровнем организованности динамических процессов. Природа психики (сознания) рассмотрена в статьях: Сознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Сознание человечества и его космологическое предназначение; Душа.
Психические процессы строятся на базе определенных (наиболее аксионных) процессов уровня живой природы, которые представлены церебральными процессами — физиологическими процессами головного мозга, то есть процессами иерархически второго уровня. Психические процессы формируются на основе этих процессов как процессы иерархически следующего третьего уровня, обладающие качественно новыми свойствами, воспринимаемыми как свойства психического различения. Процессы психики и сознания по причине эмерджентного построения и различения их психических свойств могут быть реализованы в любой зоне головного мозга, приемлемой для реализации этих процессов и свободной в данный момент психической деятельности.

4. Порядок взаимодействия психики и окружающей среды
В силу процессуальной природы всего существующего отношения взаимодействия между всеми объектами — процессуальными объектами (других, как уже сказано, непроцессуальных объектов в природе не существует), в том числе между процессами психики и процессами окружающей реальности, являются существенно иными, чем это полагает традиционная парадигма, упрощающая реальность настолько, что не позволяет понять ее природу.
Между всеми объектами существуют отношения как дальнодействия, так и близкодействия и эти отношения не сводятся друг к другу и не подменяют друг друга. Они находятся в разных аспектах единого порядка преемственной организации и реализации мира; см.: Фундаментальные основания мироустройства; Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).   
Всё происходящее и в отношениях дальнодействия и в событиях взаимодействия в близкодействии определяется существующим порядком причинности — каузальной, холосной, хеприальной определенностью и казуальной неопределенностью преемственного становления процессов, а также формируемыми в системе хеприально-холосных отношений архетипами и архетипическими отношениями. См.: Причинность (существо и структура); Каузальность — движущее начало (движущая причина) в организации мироустройства; Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройстваХеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства.
В соответствии с действующим порядком причинности существует система отношений дальнодействия, в частности порождающих в психике эффекты, воспринимаемые как пси-феномены. Все происходящие процессы, включая относящиеся к паранормальным психическим явлениям, становятся понятными, если исходить из структуры существующего порядка причинности, а также индивидуальной специфики психики различных людей.

5. Специфика психики каждого человека
Специфика психики любого человека состоит в том, что в ней существуют как им заимствованные унифицированные процессы психики, так и индивидуальные им самим созданные. Реализация унифицированных психических процессов, созданных другими людьми (предшествующими поколениями людей), сама по себе, если исходить из традиционной парадигмы, удивительна, но к этим процессам мы привыкли и, даже не понимая их природы (в условиях традиционной парадигмы), воспринимаем эти процессы как нечто естественное и должное. В отличие от таких унифицированных процессов паранормальные процессы в психике человека являются индивидуальными, к тому же ныне отсутствует понимание их природы и поэтому отсутствует вербальная передача таких знаний. Существующая между людьми общность (унифицированность) восприятия, мышления и взаимопонимания обусловлена заимствованием чужих кем-то ранее созданных психических процессов в их  коллективно сформированной архетипичности. В результате мы воспринимаем окружающий мир в чужих феноменальных гештальтах и мыслим в чужих ноуменальных понятиях, образах, представлениях и т.д., которые освоены нами в процессе унифицированного ноуменального (дискурсивного) обучения.
Так как порядок создания паранормальных психических процессов не заимствуется путем обучения, ибо этот порядок не сформирован в унифицированных ноуменальных понятиях, он оказывается в каждом случае индивидуальным и потому уникальным. При всем при этом существует множество постоянно повторяющихся психических феноменов, природу которых при всей их серийности невозможно понять, если исходить из представлений традиционной парадигмы, выхолащивающей существо, структуру и порядок причинности. Важнейшими и при этом наглядными примерами из широко распространенных  психических феноменов, которые необъяснимы в рамках традиционной парадигмы, могут быть следующие.
Возможность физиологической реализации одного и того же психического процесса (гештальта) в любой зоне головного мозга, приемлемой для этого и при этом в одном и том же его психическом различении самим индивидуумом (его психикой).
Феномен существования памяти при полном отсутствии понимания её природы, физиологических оснований, порядка сохранения и реализации.
Феномен реализации сложных психических процессов (к примеру, теорий) в упорядоченной организации и реализации их образующих психических процессов (гештальтов), а тех — в упорядоченной реализации их образующих психических процессов (относительно менее сложных гештальтов) и т.д. То есть феномен организации иерархически сложного психического процесса во всей его образующей структуре и его последовательно-параллельной системно упорядоченной реализации, возможной, вообще говоря, в различных зонах головного мозга.
Формирование и применение индивидуальной психикой гештальтов коллективного психического, порядок формирования унифицированных гештальтов.
Феномен свободы мышления и целеполагания.
Проблема креативности в создании качественно новых идей не вытекающих из ранее сформированных. То же самое можно сказать и о выработке креативно новых теорий, не вытекающих из предыдущих.
Синхронизмы и синхронность в восприятии, переживании, мышлении, целеполагании, в построении эвристических моделей и нахождении эвристических решений, и т.д.
Природа и назначение сна.
Феномен гипноза, медитации, да и всех прочих измененных состояний сознания.
Специфическое поведение толпы, фактически исключающее индивидуальное сознание. 
На фоне этих явлений, природа которых совершенно непонятна в рамках традиционной парадигмы, следующие явления, относящиеся к паранормальным — суть индивидуальным и потому уникальным процессам психики, не выглядят чем-то действительно экстраординарным. В частности следующие.
Феномен восприятия тех или иных процессов на расстоянии (в дальнодействии). Восприятие в дальнодействии процессов чужой психики.
Феномен восприятия отношений корреляции психического (психофизиологического) образа человека, формируемого в психике экстрасенса, с физическим и психическим состоянием этого человека, его местоположением и т.п.
Возможность предвидения, предзнания, предсказаний (в определенных пределах).
Психокинез.
Психическое целительство.
Природа и механизм реализации всего перечисленного, а также и прочих неординарных процессов психики, становятся понятными, если исходить из реально существующей структуры причинно-следственных отношений, а не из абсурдных категорий самотождественного существования и непрерывного движения чего бы то ни было, то есть, если исходить из понятий эпистемного мировосприятия, адекватных процессуальной реальности. В условиях восприятия действительно существующих отношений иным предстает перед нами механизм психической деятельности и его реальные возможности, чем это рисует ограниченная традиционная парадигма. Непонимание происходящего порождает мистицизм и нескончаемое множество домыслов. Понимание позволяет отделить реальность от шарлатанства, а главное освоить новые технологии, в том числе совершенно необходимые для создания техногенного сознания, а затем и метасознания метаантропной природы. См.: Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Сознание (существо и природа); Метасознание (существо и природа).
В дополнение к сказанному важно отметить, что в случае, когда нас интересуют процессы, которые мы можем воспринимать непосредственно в событиях взаимодействия этих процессов с нашей психикой (в физиологической опосредованности), то здесь нет проблем с идентификацией и интерпретацией воспринимаемого (этих процессов). Если мы ставим своей целью восприятие свойств некоторых процессов не непосредственно, а через восприятие в событиях взаимодействия свойств других процессов, которые в той или иной мере обусловлены свойствами нас интересующих процессов (или обуславливают свойства нас интересующих процессов), то здесь с идентификацией не все просто. Возникают проблемы, как вычленить и идентифицировать в реально существующей сложнейшей системе процессуальных отношений, формируемых в дальнодействии и реализуемых в близкодействии, то, что нас интересует. Механизм такого вычленения и идентификации можно отнести к индивидуальному искусству, так как до сих пор не существовало осознанного (ноуменального) понимания этих явлений, и потому не была сформирована методология их вычленения и идентификации.

6. Паранормальные феномены
Паранормальные феномены можно объяснить исходя из следующих аспектов причинно-следственных отношений и организации психических процессов.
Телепатия (ясновидение) — восприятие тех или иных процессов, в том числе чужих психических процессов, опосредовано на основе отношений корреляции (в конечном итоге с собственными психическими процессами), либо отношений обусловленности этих воспринимаемых процессов фактором иерархически вышестоящей целостной процессуальной организованности, которая воспринимается непосредственно; см.: Причинность (существо и структура); Целостность; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
Предвидение (предзнание) — восприятие закономерности развития процессов исходя из определенности настоящего и прошлого. Феномен экстраординарного предвидения (в отличие от обычного предвидения присущего всякому человеку), как правило, связан с телепатическим восприятием движения процессов настоящего. Точность предвидения ограничена фактором казуальной неопределенности преемственного становления событий. При этом, чем дальше в будущее, тем ниже вероятность реально возможного предвидения. См.: Причинность (существо и структура); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
Психокинез — феномен либо применения существующих законов (ложный психокинез), либо реализации сдвига существующих фундаментальных законов за счет локального нарушения фактора их архетипичности (нарушения архетипичности тех отношений, которые воспринимаются как данные законы), что позволяет реализовать в локальных условиях по-новому организованные процессы. К примеру таким путем можно изменить процедуру относительного разнесения событий, что формирует сдвиг интерференционной картины. См.: Фундаментальные законы — природа, порядок создания, возможность сдвига; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства.
Психическое целительство — корреляционный сдвиг патологического порядка движения физиологических процессов больного в сторону адекватную собственному порядку движения данных (функционально аналогичных) физиологических процессов целителя. Отсюда возможности психического целительства и его ограниченность. См.: Причинность (существо и структура).
Замещение личности (патологическое восприятие чужого психического) — замещение систем собственных психических процессов чужими психическими процессами на уровне нарушающем (разрушающем) уникальную индивидуальность целостной организованности собственной психики. Подобное замещение всегда неполно и потому реализуется в патологической форме. Фактически речь идет о патологическом заимствовании чужого психического. Причина может быть как в нарушении физиологических процессов иерархически второго уровня (церебральных процессов), так и в нарушении организации процессов исключительно психического иерархически третьего уровня. См.: Душа; Сознание (существо и природа); Сознание человечества и его космологическое предназначение; Сансара перевоплощений: действительность и заблуждения.