В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы)

1. Возникновение и развитие сознания (сознательной природы), реализуемое во Вселенной в огромном разнообразии вариантов, является закономерным и необходимым этапом ее развития. См.: Сознание (существо и природа); Эволюция Вселенной.
Вселенная сущностно процессуальна и порядок ее развития представлен иерархическим развитием процессов, что определяет качественное развитие свойств Вселенной.  Никакого другого пути качественного развития свойств Вселенной не существует. Определяющим в эволюционном движении является иерархическое развитие динамических процессов, так как развитие именно этих процессов формирует развитие самого эволюционного движения, его ускорение, повышение эффективности и качества. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
В эволюционном движении  Вселенной в начале формируется неживая природа, которая строится на основе первичной процессуальной организации Вселенной (сформированной на начальном этапе ее бытия), затем на базе развития неживой природы формируется живая природа, далее на основе развития живой природы строится сознательная природа, затем на основе развития сознательной природы формируется метасознательная природа и т.д. Всё это движение в сути своей определяется иерархическим развитием динамических процессов. Неживая природа характеризуется динамическими процессами иерархически первого уровня, живая — динамическими процессами иерархически второго уровня, сознательная — динамическими процессами иерархически третьего уровня, метасознательная природа — динамическими процессами иерархически четвертого уровня, и т.д. Если говорить точнее, то природа, построенная на базе динамических процессов иерархически первого уровня, обозначается нами как неживая. Природа, построенная на базе аксионных процессов (то есть процессов способных участвовать в эволюционном движении) иерархически второго уровня, обозначается нами как живая. Природа, построенная на базе аксионных динамических процессов иерархически третьего уровня, обозначается как сознательная, а построенная на базе динамических процессов иерархически четвертого уровня — как метасознательная, и т.д. В системе этой иерархии природа каждого уровня занимает свое вполне определенное место, что касается также и человечества — природы сознательного уровня. См.: Начальная организация Вселенной; Неживая природа; Жизнь (существо и природа); Сознание человечества и его космологическое предназначение; Метасознание (существо и природа); Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность.
Эволюционное движение сводится к иерархическому развитию квазистатических и динамических процессов, которое реализуется существующим порядком причинности — созданием разнообразных уникально новых процессов иерархически следующего уровня и отбором из них наиболее аксионных, то есть способных участвовать и участвующих в эволюционном движении. В этой связи живая природа представлена не всякими динамическими процессами, а лишь аксионными, способными участвовать в последующем эволюционном движении. Аксионному обору подчинена не только живая, но также сознательная, метасознательная и вся прочая природа. В этой связи человечество может выжить — сохранить себя в эволюционном движении Вселенной, только при условии достижения конкурентно высокой аксионной значимости своего сознания. См.: Эволюция (универсальный механизм эволюции); Причинность (существо и структура); Уникальность (в организации мироустройства); Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.
Создание на основе развития динамических и квазистатических процессов уровня живой природы качественно новых аксионных динамических процессов иерархически третьего уровня, составляет зарождение психики и далее сознания. Аксионная значимость процессов сознания — динамических процессов иерархически третьего уровня, определяется их способностью вырабатывать цели и технологии преобразования окружающей природы. Единственно только такие процессы могут в развитии создать метасознательную природу — динамические процессы иерархически следующего четвертого уровня. См.: Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
2. Переход от процессов уровня живой природы к процессам уровня сознательной природы не является столь жестко определенным как переход от неживой природы к живой. Вначале в системе живой природы на основе ее аксионных процессов — физиологических церебральных процессов, строятся простейшие динамические процессы иерархически следующего третьего уровня, обеспечивающие управление поведением организма в условиях окружающей среды, которые обозначаются как досознательная психика. Становление сознания начинается с создания на основе квазистатических процессов досознательной психики — гештальтов образующих феномены, новых квазистатических процессов иерархически следующего уровня — ноуменов, и построения динамических процессов оперирующих этими ноуменами. Посредством выявления отношений между той или иной системой феноменов формируются иерархически более сложно организованные гештальты — ноумены. Создание простейших ноуменов и оперирование ими составляет начало становления сознания. Можно сказать, что переход от феноменального восприятия и моделирования окружающего мира к ноуменальному восприятию и моделированию является переходом от досознательного уровня развития психики к сознательному уровню ее развития. См.: Гештальт (в психологии); Феномен; Ноумен; Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах.
Итак, природа сознательного уровня строится на основе и посредством аксионного развития природы живого досознательного уровня, которое (это развитие) состоит в цефализации — развитии процессуальных структур головного мозга, и развитии психических процессов феноменального восприятия до уровня ноуменального восприятия. Сознание начинается с создания наипростейшего способа (парадигмы) ноуменаль­ного восприятия и моделирования окружающего мира, позволяющего вырабатывать простейшие цели его преобразования. Высокоразвитое сознание характеризуется высокоразвитым ноуменальным восприятием и моделированием окружающего мира в реше­нии разнообразных задач его целенаправленного преобразования. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.
3. Развитие сознания, также как и его возникновение, осуществляется существующим порядком причинности и состоит в продуцировании разнообразных уникально новых квазистатических процессов (гештальтов) сознания — ноуменов, и отборе из них наиболее аксионных. Те квазистатические процессы сознания, которые оказались относительно других наиболее аксионными, формируются в системе коллективных отношений причинности как архетипы. На их базе как на устойчивой основе строятся новые квазистатические ноуменальные структуры, в том числе иерархически следующего уровня. Тем самым формируются ноуменальные понятия, представления, гипотезы, теории и т.п. См.: Причинность (существо и структура); Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства.
Важнейшим фактором развития сознания является совершенствование самого способа (парадигмы) сознательного восприятия мира — суть способа трансляции феноменального восприятия мира (восприятия в феноменах) в ноуменальное восприятие (восприятие в ноуменах). Сформированный и принятый способ сознательного восприятия в силу его коллективного множественного применения формируется в высокой архетипичности и потому с трудом поддается развитию (преобразованию). Тем не менее, такое развитие необходимо и реализуется путем замены устаревшей парадигмы на новую парадигму. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах.
4. Сознание в соответствии с присущими ему свойствами вырабатывает цели и технологии преобразования окружающей природы. В результате этого преобразования целенаправленно создается техногенная метаантропная природа. См.: Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой).
Целью существования и развития всякого сознания во Вселенной является создание природы метасознательного уровня, которая характеризуется динамическими процессами иерархически четвертого уровня. Сознание посредством собственного развития и на этой основе целенаправленного развития формируемой им техногенной (в нашем случае метаантропной) природы, в начале создает техногенную неживую природу, затем на основе ее развития — техногенную живую природу, далее на основе развития техногенной живой природы создает техногенную природу сознательного, а затем и метасознательного уровня. Создание техногенной природы метасознательного уровня определяется достижением техногенной природой сознательного уровня свойства автономного саморазвития. Во Вселенной иного пути создания метасознательной природы, как только на основе и посредством развития сознательной природы, не существует. См.: Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
5. В эволюционном движении Вселенной реализуется создание разнообразных вариантов уникальной сознательной природы и отбор из них наиболее аксионных (способных наиболее эффективно участвовать в эволюционном движении). В этом естественном отборе сохраняются преимущественно те варианты сознательной природы, которые в состоянии посредством собственного развития эффективно строить аксионную метасознательную природу. Сам порядок создания метасознательной природы, реализуемый на основе применения аксионных процессов сознательной природы, сохраняет в ее эволюционном движении применяемые процессы сознания. Метасознание строится как иерархически следующий уровень процессуальной организованности, включающий в себя аксионные процессы сознания. Можно утверждать, что именно в создании аксионной метасознательной природы состоит весь смысл и вся перспектива бытия любой сознательной природы, ее сохранение  или не сохранение в эволюционном движении Вселенной. Будущее всякой сознательной природы состоит либо в ее сохранении и возвышении в создаваемой аксионной метасознательной природе, либо в самоуничтожении в случае неспособности создать конкурентно аксионную метасознательную природу, в частности в построении собственного бытия в космологическом паразитировании, что, к сожалению, присуще современному человечеству. См.: Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований); Конец бытия человечества и что нас ждет дальше.