В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Начало бытия Вселенной

Начало бытия Вселенной определяется событием (сформированным в системе Мира вселенных) реализации наипростейшего (первчичного) неравновесного процесса, который и представлял собой первичную народившуюся Вселенную. См.: Вселенная; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические).
В этом первичном наипростейшем процессе, сформированном и реализованном в системе Мира вселенных, еще не было какой-либо структуры, но в системе Мира уже тогда существовал Порядок бытия, определявший порядок причинности преемственного становления событий, в том числе в народившейся Вселенной. Вполне понятно, что в этой нашей народившейся Вселенной не было каких-либо физических законов и унифицированных отношений между еще не созданными процессуальными структурами, не было пространства и времени, не было элементной базы вещества (элементарных частиц) и т.п. Все эти и все прочие структурные составляющие оснований Вселенной еще предстояло ей самой создать, и они создавались в соответствии с существующим порядком причинности, определившим ее эволюционное движение, а не выдавались Вселенной в готовой форме по мере ее расширения и остывания, как это утверждает современная физика. То есть, на начало бытия Вселенной существовал реализованный в первом событии ее бытия наипростейший первичный процесс, а также существовал Порядок бытия Мира, определявший порядок причинности преемственного становления событий. Специфика этого первичного процесса состояла в том, что он обладал (как собственно и все процессы) заданной в первом его образовавшем событии определенной потенцией движения, реализовавшей становление и относительное разнесение его следующего события, завершившего этот процесс в спонтанном распаде. См.: Мир вселенных; Причинность (существо и структура); Эволюция (универсальный механизм эволюции); Начальная организация Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) неживой природы.
Всё существующее в системе Мироздания (все объекты и их движение) образовано процессами — преемственно упорядоченным становлением последовательностей событий. События преходящи, поэтому могут существовать только в процессах — в преемственно организованном становлении. Процессы в свою очередь также реализуются в событиях, которые являются элементами других иерархически более высоко организованных процессов. Вселенная, как и любой другой объект, реализована в событии, которое относится к процессу иерархически более высокого уровня — к процессу бытия Мира вселенных. Важно, что не бывает событий вне процессов и объектов вне их становления в событиях. См.: Мироздание; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
Всякое событие по своей природе сингулярно, ибо являет собой акт, а не процесс. Любое событие дискретно и преходяще, и само по себе (вне связей с другими событиями) находится вне отношений пространства-времени. Специфика сингулярности начала нашей Вселенной — суть первого события ее бытия, в том, что это событие по отношению к последующим событиям в системе Вселенной является внешне сформированным — экзогенным. Поэтому воспринимается как нечто внешнее и при этом внутреннее для Вселенной. См.: Пространство и время (действительное существо и природа оснований).
Таким образом, в природе любое событие сингулярно. Особенность первого события бытия Вселенной в том, что это событие было организовано и реализовано в процессуальной системе Мира вселенных и характеризуется созданием неравновесного наипростейшего процесса, знаменующего начало бытия Вселенной. Кстати, наипростейшие первичные процессы не являются экзотикой, они в гигантском множестве реализуются в системе нынешней Вселенной, что позволяет их исследовать. Примером может быть фотон.
Итак, первое событие бытия Вселенной продуцирует первый наипростейший первичный процесс. Этот процесс в соответствии с существующей причинностью, а также в силу его неравновесности (не замкнутости) и отсутствия в то время какой-либо архетипичности первичных процессов был крайне неустойчив и в спонтанном распаде породил (продуцировал) в относительном разнесении следующие два или более уникальных первичных процесса, а те по той же причине породили следующие и так далее. Все это сформировало лавинообразно нарастающее продуцирование первичных процессов. Некоторые из наипростейших первичных процессов в стохастическом наложении взаимодействовали, продуцируя новые процессы, однако превалирующим являлся спонтанный распад в фактически произвольном разнесении событий. Все это движение в высшей мере было стохастическим в произвольном разнесении событий друг относительно друга, ибо архетипически никак не было организовано. На этом этапе размеры Вселенной разрастаются произвольно, но при этом они все равно сохраняются конечными, ибо в реальности бытия никаких бесконечностей не существует. Разумеется, ни время, ни пространство в нынешнем их понимании еще не были сформированы. Данный этап толкуют как инфляционное раздувание Вселенной. См.: Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Пространство и время (действительное существо и природа оснований); Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства; Начальная организация Вселенной; Фундаментальные законы — природа, порядок создания, возможность сдвига.
Из стохастически продуцируемого гигантского разнообразия первичных процессов существующий порядок причинности выявлял наиболее аксионные (обладающие наиболее аксионными свойствами взаимодействия), которые были способны во взаимодействии (реализуемом в случайном наложении) формировать простейшие квазистатические (ротационно зацикленные) процессы. Такие первичные процессы, образующие квазистатические процессы, формировались как архетипы, что определило последующее становление унифицированных первичных процессов. С созданием аксионных архетипов первичных процессов формируется также и архетипически унифицированная процедура относительного последовательно-параллельного разнесения их образующих событий, что создало основы пространства-времени. С этого момента относительное разнесение событий в системе первичных процессов реализуется в соответствии с архетипом данной процедуры, поэтому раздувание Вселенной прекращается, и она переходит к так называемому стандартному расширению.
Аксионность первичных процессов определяется тем, что они в состоянии строить простейшие процессы иерархически следующего уровня — квазистатические (ротационно зацикленные) процессы, из которых наиболее аксионные также формировались как архетипы. В итоге была создана элементная база вещества — архетипически сформированные первичные процессы и простейшие квазистатические процессы. По мере ее создания последовательно формируются и в аксионном отборе строятся архетипы взаимодействий между архетипически формируемыми первичными процессами и далее между простейшими квазистатическими процессами, обозначаемые ныне как фундаментальные взаимодействия. Одновременно выявляются аксионные отношения между первичными процессами, а затем и между простейшими квазистатическими процессами, которые также формируются как архетипы и ныне толкуются как фундаментальные законы и мировые константы. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Начальная организация Вселенной.
Важно, что структурные основания Вселенной, ее элементная база и законы изначально строятся в уникальном разнообразии и лишь в аксионном отборе выявляются и сохраняются из них наиболее приемлемые в эволюционном движении. Любое повторение начала бытия нашей Вселенной привело бы к ее иным уникальным базовым основаниям. Эти базовые основания в соответствии с генезисом их создания в любом случае были бы аксионными, то есть позволили бы строить определенный вариант уникального иерархического развития процессуальной организованности Вселенной. Миром с очевидностью правит Порядок, где фундаментальная случайность формирует лишь его уникальность. См.: Причинность (существо и структура); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
Базовые основания Вселенной с момента их создания в архетипической определенности сохранились неизменными, что позволяет исследовать порядок их становления, который, безусловно, является иным, чем это полагает современная физика, убежденная, как это выше сказано, что все базовые основания нашей Вселенной — пространство-время, элементная база вещества, фундаментальные законы и константы и т.д., выдавались ей готовыми по мере ее расширения и остывания.
Представленная картина начала бытия Вселенной является лишь общей схемой, тем не менее, позволяющей понять порядок становления ее (Вселенной) базовых оснований. Важно, что появляется возможность понять начало Вселенной без мистического привлечения откуда-то извне ее готовых структурных основ, законов и констант. Все во Вселенной создавалось эволюционным движением.