В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Мироздание

Мироздание — есть целостная система, включающая в себя все существующее в его организованности и нескончаемом преемственно упорядоченном становлении; целостная система универсума, включающего в себя все сущее в нескончаемом преемственном становлении. Все реализованное в системе Мироздания образовано исключительно и только процессами и процессуальными системами, различная организованность которых образует все разнообразие объектов и их движения. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
Мироздание является, что исключительно важно, конечной иерархически организованной замкнутой системой, иначе оно было бы неуправляемым и лишенным смысла существования (лишенным всякого значения своего бытия). Бесконечное Мироздание (бесконечная Вселенная), которым управляет Бог, алогично и бессмысленно. Подобные идеальные изобретения, не имеющие никакого отношения к реальности, во множестве порождает архаическая парадигма традиционного сознательного восприятия. Везде, где эта парадигма не в состоянии объяснить происходящее, она вводит идею бесконечности (континуальности), которая в своем содержании предельно примитивна и потому универсальна в формировании иллюзии понимания. Отсюда в системе традиционного мировосприятия распространена вера в непрерывность (континуальность) существования и движения реализованных объектов, что приемлемо в упрощенном феноменальном восприятии с целью адаптации, но неприемлемо в сознательном ноуменальном понимании. См.: Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Понимание; Феномен; Ноумен; Бесконечность и реальность; Фундаментальные основания мироустройства; Пространство и время (действительное существо и природа оснований).  
В силу конечности Мироздания в вершине его конечной иерархической организации с необходимостью находится Наивысший Уровень Организованности Мироздания (Наивысшее Организующее Начало) — в традиционном толковании Бог, Высшая Реальность, Высший Разум, Дао и т.д. Иерархически ниже находится система Метамира (система Мира миров), которая образована мирами вселенных, а те в свою очередь образованы потенциально нескончаемым становлением конечных в бытие и развитии вселенных. Вся система Мироздания является невообразимо гигантской, но при этом конечной и целостно организованной, существующей в вечности — в нескончаемой преемственности становления событий ее бытия. См.: Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Метамир; Мир вселенных; Вселенная; Вечность (существо и природа); Целостность.
Система Мироздания находится в нескончаемом уникальном и при этом аксионном развитии. Наивысшее Организующее Начало (Бог), исходя из опыта предыдущего Им организованного в определенной свободе уникально-аксионного развития иерархически нижестоящего Метамира, осуществляет собственное саморазвитие и развитие структуры и Порядка последующего бытия Метамира, миров и вселенных. Дальнейшее уникально-аксионное развитие Метамира (реализуемое в соответствии с Порядком, установленным Богом) формирует новый уникальный опыт, используемый Богом в последующем саморазвитии и регулировании структуры и движения Метамира и т.д. В такой системе Мироздания Бог предстает вечно обновляемым в саморазвитии и потому вечно юным, формирующим исходя из собственного саморазвития становление преемственно обновленных миров и новых вселенных. См.: Цель Бога и ее реализация; Великий Замысел; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
Данную схему организации Мироздания следует рассматривать как первое приближение к ее фактической реальности, тем не менее, приближение достаточное, чтобы понять Порядок и смысл бытия Мироздания, а в его системе космическое предназначение и смысл бытия человечества. Только в такой организации система Мироздания обретает смысл нескончаемого существования, а человечество — смысл собственного бытия. См.: Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.
Природа Мироздания и механизм осуществления его бытия раскрываются в статьях: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Причинность (существо и структура); Пространство и время (действительное существо и природа оснований); Память вселенных, миров вселенных, Мироздания (существо и природа), а также во всех прочих статьях «Эпистеме».