В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Преодоление проблемы, препятствующей нравственной эволюции человечества

1. Эволюция, реализующая развитие нашего сознания, как механизма целенаправленного преобразования природы, казалось бы, должна была развивать также и наши морально-этические качества, что исключительно важно в отношениях между людьми. В действительности прогресс в развитии моральных качеств отсутствует. Как в прошлом, так и ныне рядом с теми, кто обладает высокой нравственностью, исполнен благородства и доброты существует неуменьшающееся множество людей с порочными наклонностями. См.: Эволюция Вселенной.
Никто не станет оспаривать, что любовь, сочувствие, великодушие, сострадание, способность отдавать свои силы для блага других, все эти качества указывают на высокое моральное развитие человека; и наоборот, все эгоистические свойства: жадность, жестокость, безжалостность, погоня за личными интересами в ущерб интересам ближних, — все это признаки низкого морального развития человека. Все это так, только прогресс в моральном развитии человечества отсутствует. К тому же люди нередко за счет своей алчности и безжалостности живут материально лучше, чем обладающие качествами высокой человечности.
Проблема нравственного развития человека является для нас важнейшей и при этом приходится признать, что в условиях активного эволюционного развития нашего сознания и наших технологий эволюционное развитие нашей нравственности отсутствует. Причина такого положения в том, что естественное эволюционное развитие, в том числе нашей психики, сознания, технологий подчинено не нашим интересам, а космологическим (аксионным) целям эволюционного  движения Вселенной.  Нынешнее же человечество формирует свое бытие в космологическом паразитировании. В таких условиях нравственное развитие человечества, консолидирующее людей в совместном космологическом паразитировании, с очевидностью оказывается вне космологической цели развития Вселенной. Консолидация нынешнего человечества ведет к наращиванию солидарного космологического паразитирования, чему не может способствовать естественная эволюция, и именно это мы и наблюдаем. Эволюция морально-этических качеств нынешнего человечества не имеет космологической ценности, но эволюция нашего сознания такой ценностью потенциально обладает, так как, хотим мы того или нет, но создаем метаантропную природу метасознательного уровня, которая может осознать собственное космическое предназначение и в автономном саморазвитии пойти по космологически ценному пути. Именно по этой причине эволюционное развитие нашего сознания имеет место, а нашей нравственности — нет. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Космологическое паразитирование человечества; Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
Эволюция реализуется исходя из отбора наиболее аксионно значимых (космологически ценных) процессов и процессуальных объектов. В условиях всеобщего космологического паразитирования и те, кто паразитирует в социуме и те, кто служат социуму — по факту служат его космологическому паразитированию, равно не обладают космологической ценностью. Разумеется, социальное паразитирование раз­ру­шает социум и тот должен противостоять такому поведению людей. Тем не менее, механизмы естественной эволюции, которые могли бы обеспечить развитие нравственности, в условиях коллективного космологического паразитирования не работают. Поэтому мы и не наблюдаем нравственной эволюции. См.: Эволюция (универсальный механизм эволюции).
Важно понять очевидное: космологической целью бытия человечества является вовсе не наше развитие в космологическом паразитизме. Самые лучшие человеческие качества ныне поставлены на службу единственной цели — наращиванию нашего космологического паразитирования. В результате любовь, сочувствие, великодушие, способность забывать себя и отдавать свои силы для блага других, все качества, носящие на себе признаки самоотвержения, как это ни печально, но ныне подчинены сохранению и развитию совместного космологического паразитирования. В таких условиях эгоистичные, жестокие и злые люди оказываются, исходя из космологической ценности, малоразличимы от тех людей, которые обладают высокими человеческими качествами. К сожалению и те, и другие служат космологическому паразитированию и вопрос лишь в том, кто служит в большей мере. По этой причине эволюция, реализуемая в космологических целях развития Вселенной, осуществляется лишь в области нашей способности целенаправленного (сознательного) преобразования природы, которая в настоящее время есть то единственное в нашем движении, что потенциально способно служить созданию природы космологически следующего, метасознательного уровня. См.: Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.
2. Честные, добрые, трудолюбивые люди для самого человечества, разумеется, лучше, чем бесчестные, злые и ленивые, но «лучше» не в космическом порядке эволюционного движения, который определяет качество нашей жизни и смерти. В этом движении и те, и другие строят свою жизнь в космологическом паразитировании, поэтому и те и другие живут в страданиях и умирают в муках уничтожения. Мы в своем заблуждении исходим из космологически паразитического критерия значимости людей — их ценности в совместном космологическом паразитировании, и при этом полагаем, что природа должна следовать именно нашим оценкам. Эволюционное движение Вселенной реализуется не по нами придуманным законам. Поэтому, если мы толкуем образцы человеческого совершенства исходя из совершенства служения космологически паразитирующему сообществу и космологически паразитирующим людям, то в этом направлении естественное эволюционное движение никогда не происходило и происходить не будет. Истинным критерием совершенства любого человека является достигнутая им космологическая ценность и его помощь другим людям в достижении теми своей космологической ценности, а не успешное космологическое паразитирование.
До тех пор пока нравственность будет в служении совместному космологическому паразитированию человечества, а не в служении эволюционному движению Вселенной, до тех пор она будет исключена из системы естественного эволюционного развития, сколь бы она ни была важна для самих людей. Ибо истинная нравственность начинается с исполнения космического предназначения человечества и только такая нравственность состоит в истинном служении людям и возможна в эволюционном развитии. См.: Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения).
3. В случае построения социума не в космологическом паразитизме, а в исполнении космического предназначения человечества, в нем начинают работать естественные механизмы развития нашей нравственности. Любой человек, противостоящий в своем поведении аксионно развивающемуся социуму, оказывается противостоящим эволюционному движению Вселенной. Его жизнь оказывается дважды паразитической — и социально и космологически. В таких условиях механизм естественного отбора работает в совершенствовании наших морально-этических качеств, ибо, все те качества, которые мы относим к понятию «человечности», теперь уже служат космологически ценному, а не паразитическому развитию человечества. Люди, обладающие низкими моральными качествами, окажутся в аксионном обществе космологическими изгоями, качество жизни которых (формируемое порядком причинности) будет много ниже всех прочих людей, что и приведет к естественному отбору людей по моральным качествам. См.: Преодоление в жизни страданий, а в смерти — уничтожения, достижение высокого качества посмертного состояния
Итак, проблема отсутствия нравственного развития человечества, реализуемого в естественном эволюционном движении, есть проблема отсутствия космологической ценности человечества. Преодоление нами своего космологического паразитирования есть преодоление также и проблемы нравственного развития человечества. Изменение человечеством своего порядка бытия с нынешнего космологически паразитического на космологически ценный с необходимостью инициирует эволюционное развитие нравственности. В настоящее время нравственность, ныне консолидирующая людей в совместном космологическом паразитировании, не является объектом эволюционного развития, так как не отвечает цели эволюционного движения Вселенной, однако нравственность, консолидирующая людей в совместном исполнении космического предназначения человечества, с необходимостью становится объектом естественного эволюционного развития. До тех пор пока мы строим свое бытие в космологическом паразитировании, ни о каком систематическом прогрессе в развитии морально-этических качеств человечества говорить не приходится. Более того, можно утверждать, что космологически паразитическая среда способствует появлению низких людей, лишенных всяких качеств человечности, способных на отвратительные поступки. В такой ситуации социум в меру собственных возможностей вынужден самостоятельно с все более значительным расходованием средств, противодействовать таким людям, иначе они его разрушат, и с социальной точки зрения это противодействие совершенно справедливо.
4. К сказанному можно добавить, что в нашем космологическом паразитировании, где цель жизни подменена ее средствами, где человек служит лишь только развитию космологически паразитического потребления ради дальнейшего все более высокого потребления, ни о какой справедливости и речи идти не может. Мы создали социум, который в своих базовых основаниях противостоит эволюционному движению Вселенной, поэтому, что бы мы ни придумывали в его организации, такой социум не может быть справедливым. Мы от Вселенной требуем некой извращённой справедливости, понимаемой как возможность лучшего паразитирования в ней и лучшей жизни для тех, кто лучше служит совместному космологическому паразитированию.
Нежелание понять свои обязанности перед Вселенной, которая породила нас и частью которой мы являемся, нежелание понять собственное предназначение, упорное формирование собственной жизни в космологическом паразитировании с необходимостью ведут нас к самоуничтожению, что в полной мере отвечает космической справедливости.
Человек в данной ему свободе и непонимании своего космического предназначения ныне строит свою жизнь в наращивании космо­логического парази­тирования, что делает его ненужным Богу, Миру и по большому счёту самому себе. Человек по-настоящему нужен себе только тогда, когда он нужен Богу, либо хотя бы кому-то другому, однако последнее оказывается действенным только тогда, когда этот «кто-то другой» сам в свою очередь нужен Богу (Миру). В своём нынешнем совместном космологическом паразитировании мы солидарно движемся к самоуничтожению. См.: Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований); Конец бытия человечества и что нас ждет дальше.