В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Преодоление в жизни страданий, а в смерти — уничтожения, достижение высокого качества посмертного состояния

1. В реальности сущностно процессуального мироустройства, жизнь любого человека реализуется не в сохранении некой его самотождественности, в том числе его души обладающей сознанием, что невозможно, а в упорядоченной преемственности становления, в которой сохраняется преемственность становления уникальной личностной индивидуальности этого человека, включая индивидуальность организованности его души. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Душа; Сознание (существо и природа); Уникальность (в организации мироустройства).
По изложенной причине высокое качество жизни, смерти и посмертного состояния человека возможно единственно в условиях высокого качества реализации его преемственного становления в жизни, смерти и посмертном состоянии. Речь идет не о качестве обеспечения жизни, а о качестве самой жизни, что далеко не одно и то же. Фактор, который в системе существующей причинности определяет качество (эффективность) преемственного становления той или иной процессуальной системы, в частности нашей души, представлен её аксионной значимостью, то есть ее ценностью в эволюционном движении Вселенной. В существующем причинно обусловленном порядке бытия, формирующем эволюционное движение, чем выше аксионная значимость процесса, тем выше тенденция его сохранения в преемственности бытия. Все объекты, не обладающие аксионной значимостью, в системе естественной причинности реализующей аксионный отбор, попадают под тенденцию прекращения их преемственной реализации, что и определяет системно низкое качество всякой неаксионной жизни. Человек способен поддерживать свою жизнь, лишенную космологической ценности, только целенаправленно в преодолении естественной тенденции её уничтожения, что не может восприниматься иначе как жизнь в страданиях, и не может заканчиваться иначе как смертью в уничтожении. См.: Причинность (существо и структура); Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Эволюция (универсальный механизм эволюции); Эволюция Вселенной; Смерть — истина уничтожения и сохранения.
Проблема нынешнего человечества в том, что в условиях применяемой архаической парадигмы (способа) традиционного сознательного восприятия, созданной во времена неолита, но сохранившейся и поныне, мы оказались не способны понять собственное космологическое предназначение и следовать ему. В результате нынешнее человечество строит все свое существование в космологическом паразитировании (в потреблении исключительно ради дальнейшего все более высокого потребления) и, как следствие, в низкой аксионной значимости, что тиражирует жизнь людей, как космологически ненужную, в закономерных страданиях, а смерть людей — в уничтожении их личностного космологически ненужного существа, и все человечество ненужное и даже вредное в эволюционном развитии Вселенной движет к закономерному самоуничтожению. Все сказанное до банальности очевидно, однако не воспринимается людьми в условиях традиционной парадигмы. Необходима замена безнадежно устаревшей парадигмы традиционного сознательного восприятия на современную парадигму эпистемного сознательного восприятия, что единственно способно обеспечить понимание нами своего космического предназначения. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Понимание; Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований).
2. Все, в том числе человечество, порождено эволюционным движением и находится в системе эволюционного движения. Наше космическое предназначение в этом движении, как природы сознательного уровня (характеризующейся динамическими процессами иерархически третьего уровня), состоит в создании  аксионной природы иерархически следующего метасознательно уровня (характеризующейся динамическими процессами иерархически четвертого уровня). Во Вселенной другого пути сознания метасознательной природы, как только на основе и посредством аксионного развития сознательной природы, не существует. В исполнении этого нашего предназначения все, что ему отвечает, сохраняется и встраивается в эволюционное движение, все, что не отвечает, утрачивается. Аксионным в системе нашей природы может быть только развитие нашего сознания и создание аксионной метаантропной природы в конечном итоге метасознательного уровня. В развитии нашего антропного сознания индивидуальное сознание любого человека является носителем тех процессов (гештальтов) сознания, которые были созданы предшествующими поколениями людей и, которые как часть их психики (сознания), сохранились в бытие по их смерти. Возможность естественного сохранения нашей души, обладающей сознанием, не ограничивается лишь только сохранением по смерти отдельных ее структур. Сам процесс создания и развития метасознательной природы на основе развития сознательной природы предполагает встраивание в эту метасознательную природу аксионно значимых структур сознания индивидуумов, а при создании высокоразвитого метаантропного метасознания реализацию в его системе сознания (душ) индивидуумов в их целостной организованности, при условии, разумеется, их высокой аксионной значимости — актуальности в развитии самого метасознания. См.: Эволюция Вселенной; Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы); Цель существования человечества; Зачем (для чего) существует человечество; Смысл жизни человечества и человека; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Преодоление проблемы, препятствующей нравственной эволюции человечества; Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения); Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Гештальт (в психологии).  
Итак, в соответствии с нашим местом в системе эволюционного движения Вселенной, как природы сознательной, смерть индивидуума прекращает реализацию тех процессов его сознания, которые не обладают космологической ценностью (аксионной значимостью), но во множестве созданы им при жизни, и не прекращает реализацию тех, которые такой ценностью обладают. По смерти индивидуума реализация бытия его аксионно значимых процессов сознания продолжается в процессуальных структурах сознания других индивидуумов, а также и в создаваемой нами метаантропной природе.
Высокое качество жизни индивидуума характеризуется отсутствием в ней системно обусловленных страданий, то есть таких, которые во множестве инициируются причинно обусловленной тенденцией системного уничтожения (прекращения преемственно становления) неаксионных процессов, в данном случае — неаксионной жизни человека и его неаксионного сознания. Аксионная жизнь людей и их аксионное сознание, встраиваясь в эволюционное движение, тем самым сохраняются в тенденции преемственного становления бытия. Высокое качество смерти индивидуума формируется на основе высокого качества его жизни и представлено определенным преодолением уничтожения его сознания (его души, обладающей сознанием), что несет данному сознанию — его аксионным структурам, а при условии его высокой аксионной значимости, то и всей системе сознания, возможность продолжения бытия. Высокое качество смерти включает в себя предзнание ее наступления, знание ее существа, а также знание своего посмертного состояния. Посмертное состояние человека имеет отношение только к его сознанию — к душе человека, как носителю сознательного начала.
3. Порядок сохранения бытия индивидуального сознания человека (его души обладающей сознанием) по его смерти определяется естественными факторами существующей причинности. Необходимо при жизни (чему она и предназначена) реализовать развитие собственного сознания в высокой аксионной значимости, которое приводит к реализации его аксионных структур в сознании других индивидуумов, в том числе последующих поколений, а также возможно и в создаваемой метаантропной природе. То есть реализуется сохранение бытия отдельных структур сознания (души) человека. Наличие этих психических структур в реализованной определенности сохраняет в хеприферентности в активированном состоянии все сопряженные с ними психические процессы. В последующем при достаточно высоком уровне развития процессуальных систем метасознания метаантропной природы в нем может быть реализовано сознание людей в хеприферентно сохранившейся части. Чем большая часть психики (души) обладает аксионной значимостью, и на этом основании сохранилась, тем выше воз­мож­ная полнота её реализации в системе метасознания. См.: Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность.  
Говоря другими словами, сохранение холосных оснований сознания человека в хеприферентно активированном состоянии допускает возможность его последующей реализации в соответствующей процессуальной среде и соответствующих причинных условиях. Такие условия могут быть реализованы в системе метасознания. В свете сказанного понятно, что высокое качество посмертного состояния сознания (души) человека определяется высокой аксионной значимостью этого сознания и на этом основании характеризуется его сохранением в хеприферентности, а в последующем и в реализованном состоянии в системе метасознания. См.: Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройства; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
4. Качество жизни, смерти и посмертного состояния человека определяется аксионной значимостью развития его сознания за время жизни. Это развитие возможно в заимствовании чужих аксионно значимых сознательных процессов и в создании новых собственных аксионно значимых сознательных процессов. В любом случае лишь только аксионно значимое сознание (психика) человека естественным порядком в его аксионных структурах встраивается в эволюционное движение Вселенной и, тем самым, сохраняется в хеприферентно активированном состоянии по смерти. В последующем, с созданием человечеством метаантропной природы метасознательного уровня, появляется возможность реализовать в процессуальной среде этой метасознательной природы сохранившееся в хеприферентности в активированном состоянии сознание индивидуумов в целостной организованности.
Качество продолжения жизни (функционирования) сознания человека по его смерти (посмертное состояние), реализованное в системе метасознания метаантропной природы и обеспеченное возможностями и ресурсами этой природы, является куда более высоким и совершенным, чем все сформированные человечеством представления о рае, нирване и мокше. Его принципиальной особенностью является не космологическое паразитирование в безделье, что в действительности является адом для всякого сознания, а активное участие сознания исходя из собственных уникальных способностей в развитии метасознания метаантропной природы и на этом основании в развитии Вселенной, что единственно составляет наше движение к Богу — Наивысшему Организующему Началу Мироздания. Ничто невозможно сравнить с этим состоянием, ни традиционное толкование рая, понимаемого как блаженство паразитического безделья, ни медитативное, бездеятельно паразитическое «созерцание» Высшей Реальности, ни паразитическое «растворение» в нирване. Не для паразитирования рождаются люди, и не для паразитирования существует человечество. См.: Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Сансара перевоплощений: действительность и заблуждения; Человек будущего — утопии и реальность.
Событие смерти является завершающим атрибутом жизни, поэтому космологически высокое качество жизни определяет и космологически высокое качество смерти. Качество смерти не может быть отделено от качества жизни, ибо представляет собой ее завершающее событие. Строго говоря, качественная определенность бытия индивидуума — есть нечленимое качество его жизни, смерти и посмертного состояния. При всем при этом люди, зачастую, даже и не пытаются осознать, куда их влечет тот космологически паразитический поток событий, в который они бросили свою бесценную жизнь. Причина — в фатальной ограниченности существующего способа традиционного сознательного восприятия. Не воспринимая и не понимая действительное существо жизни, невозможно понять и действительное существо смерти и посмертного состояния.
В существующем порядке эволюционного движения сознание (душа) человека не предназначено к уничтожению ни в жизни, ни по смерти. Предполагается, что сознание каждого человека в процессе жизни формируется аксионно значимым и смерть не несёт ему уничтожение, наоборот, предусматривается его возвышение в качественно новом бытие. Однако для этого необходимо, чтобы сознание индивидуума формировалось в аксионной сопричастности к эволюционному движению, а не строилось, как это реализуется ныне, космологически паразитическим.
Страх, который ныне доминируем в восприятии смерти, по своей природе является фактором космологическим, который обусловлен восприятием самим сознанием собственной космологической ненужности, ведущей его к уничтожению. Бояться следует не смерти, которая всего лишь подводит итог жизни, а паразитической жизни, которая является причиной противоестественной смерти в уничтожении. В настоящее время человечество оказалось заложником своего нынешнего космологически паразитического порядка бытия. Поэтому все мы, в том числе старики и дети, живем и умираем в условиях нашей общей космологической ненужности и потому в общей закономерности уничтожения. Необходимо формировать жизнь людей в космологической ценности (аксионности), тогда и смерть также будет реализована в общей тенденции сохранения аксионной значимого существа наших душ. См.: Страх смерти (существо, основания, природа); Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения.
В любом случае целенаправленное формирование индивидуумом своей жизни в высокой аксионной значимости и потому в высоком качестве, является также и целенаправленным формированием им своей смерти и посмертного состояния в высоком качестве. Путь человека в вечность — есть реализация им своей жизни в развитии своего сознания в исполнении космического предназначения человечества. В этом случае сознание человека органически встраивается в эволюционное движение Вселенной и далее Мира вселенных, что составляет существо нашего возможного приобщения к вечности. См.: Вечность (существо и природа).