В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Сознательное восприятие, разнообразие способов сознательного восприятия во Вселенной

Сознательное восприятие является необходимым атрибутом всякого сознания; см.: Сознание (существо и природа). Специфика сознательного восприятия заключается в том, что такое восприятие реализуется в ноуменах. В основе любого варианта сознания во Вселенной лежит определённый способ (парадигма) сознательного восприятия, существо которого состоит в формировании ноуменального восприятия (отражения) на основе феноменального. См.: Феномен; Ноумен; Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.
Всякое сознательное восприятие (сознательное отражение) реальной действительности характеризуется тем или иным ее упрощением, ибо отражением буквально адекватным действительности может быть только сама действительность. Вариантов упрощения воспринимаемой действительности существует практически неограниченное  множество. Каждый вариант сознания во Вселенной строит свой собственный специфически уникальный вариант ее упрощения в сознательном (ноуменальном) восприятии. Уникальность обусловлена уникальным генезисом становления физиологических и построенных на их основании психических процессов, уникальным становлением феноменального восприятия, а также всегда уникально формируемым способом трансляции феноменального восприятия в ноуменальное. В нашем случае ныне существующий вариант сознательного восприятия был создан во времена неолитической революции и для современного уровня нашего развития безнадежно устарел, он столь глубоко упрощает воспринимаемую действительность, что не позволяет понять ее природу. См.: Причинность (существо и структура); Уникальность (в организации мироустройства); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
То, что вариантов сознательного восприятия существует во Вселенной гигантское разнообразие, а не единообразие, наглядно подтверждает тот факт, что в настоящее время для нас крайне актуальна замена нашего нынешнего изжившего себя архаического способа сознательного восприятия на принципиально новый эпистемный способ сознательного восприятия, позволяющий качественно по-новому, существенно адекватнее воспринимать и понимать реальную действительность.
Замена архаической парадигмы сознательного восприятия на новую парадигму эпистемного сознательного восприятия, позволяет понять то, что до настоящего времени нам было недоступно — понять природу физического мира, природу жизни, психики, сознания, метасознания и т.д., понять собственную природу и собственное космическое предназначение. Вместе со старой парадигмой сознательного восприятия в прошлое уходит огромнейшее множество ныне существующих заблуждений в науке, философии, религии, оккультизме, бытовом мировосприятии и миропонимании. См.: Неживая природа (существо и основания); Жизнь (существо и природа); Сознание (существо и природа); Метасознание (существо и природа); Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.