В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Фундаментальные основания мироустройства

1. Нам никогда не понять существо и природу фундаментальных оснований мироустройства, то есть тех оснований, на базе которых все построено, если воспринимать мир таким способом, который ныне существует. Этот способ (парадигма) сознательного восприятия был создан во времена неолитической революции, но сохранился и применяется поныне. См.: Восприятие сознательное (ноуменальное); Ноумен; Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия.
Природа оснований мироустройства раскрывается с заменой архаического традиционного способа (парадигмы) сознательного восприятия на современный способ эпистемного сознательного восприятия, который существенно адекватнее отражает реальность на сознательном уровне. См.: Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.
2. Фундаментальные основания мироустройства образованы преемственно упорядоченным становлением и относительным разнесением событий (вне разъединения и относительного разнесения события были бы неразличимы). Все, что происходит в природе и все, что может воспринимать сама природа, — все представлено только преемственно организованными и фактически реализованными событиями. Представления, что нечто реализованное существует между событиями, является заблуждением, которое порождено традиционной парадигмой (способом) сознательного восприятия в ее чрезмерном упрощении воспринимаемой реальности, парадигмой, сформированной во времена неолита, но сохранившейся и поныне. Реализованными в природе могут быть только преходящие дискретные события. В этой связи пронять фундаментальные основания мироустройства можно только заменив архаическую парадигму традиционного сознательного (ноуменального) восприятия на современную парадигму эпистемного сознательного восприятия. См.: Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя); Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность.
Реализованное становление событий обуславливает становление и относительное разнесение следующих событий, а те обуславливают становление и относительное разнесение следующих событий и т.д. Между событиями существует лишь фактор преемственной организованности их становления и относительного разнесения, который формируется, реализуется и воспринимается природой только в самих событиях. События преходящи, поэтому сами по себе они существовать не могут. Все события реализуются в преемственной организованности их становления и относительного разнесения, что формирует процессы. См.: Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
В основаниях мироустройства существуют только реализованные события и фактор их преемственного становления в относительном разнесении. Существо и предназначение событий состоит исключительно в том, что в них формируется новое (обновленное) содержание фактора преемственной организованности становления и относительного разнесения следующих событий, а в тех — следующих событий и т.д. Тем самым выстраивается упорядоченная реализованность бытия мира, представленная в силу различной организации преемственного становления событий в форме самых разнообразных процессов. Реализация событий — есть становление нового содержания фактора преемственного становления в относительном разнесении следующих событий, а в тех следующих и т.д. См.: Начала мироустройства.
Для того чтобы наглядно описать природу фундаментальных оснований мироустройства, Эпистеме вводит два понятия — понятие реализованности бытия и понятие хеприферентности бытия. Реализованность бытия представлена реализованным становлением и относительным разнесением событий, которое непосредственно и всегда воспринимается самой природой. Хеприферентность бытия представлена преемственной организованностью реализации становления и относительного разнесения событий, содержание которой воспринимается природой только опосредовано через реализованность бытия в событиях становления. Исходя из этих понятий, основания мироустройства образованы становлением событий реализованности бытия, которое определяет становление хеприферентной организованности реализации следующих событий (реализованности бытия), а то определяет новое содержание хеприферентности и т.д., то есть взаимообусловленное становление хеприферентности и реализованности образует фундаментальные основания мироустройства. Различная организованность хеприферентности определяет становление всего разнообразия мира. Преемственное становление хеприферентной организованности формируется существующим порядком причинности. См.: Причинность (существо и структура).
3. В событиях, как уже сказано, формируется фактор преемственной организованности  становления  и относительного разнесения следующих событий, в тех — фактор организованности становления и относительного разнесения следующих событий и т.д. При этом под организованностью понимается организованность движущего начала становления и относительного разнесения событий, которая формируется в реализованных событиях и обуславливает движение реализации следующих событий и т.д. Важно, что ничего другого нет и не нужно в построении Мироздания и достаточно в реализации им цели своего бытия. См.: Цель Бога и ее реализация; Цель бытия Вселенной.
В предельном основании мироустройства (в основе всего сущего) лежит движущее начало, различная организованность которого формирует различным образом организованное движение, в том числе различные статические (квазистатические) конструкции (образованные ротационно зацикленным движением) и их относительное движение как целостных образований; см.: Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало.
4. Порядок построения в событиях преемственной организованности становления и относительного разнесения следующих событий определяется существующим порядком причинности (обусловленным Порядком бытия Мира), формирующим преемственно новую организованность — определенность и неопределенность, становления и относительного разнесения следующих событий, что организует эволюционное движение в его предопределенной закономерности и уникальной непредсказуемости. См.: Мир вселенных; Вселенная; Причинность (существо и структура); Каузальность — движущее начало (движущая причина) в организации мироустройства; Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройства; Хеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства; Уникальность (в организации мироустройства); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Память вселенных, миров вселенных, Мироздания (существо и природа).
5. Поскольку в основе мироустройства лежит преемственно упорядоченное становление и относительное разнесение преходящих событий, то всякого рода представления о континуальности и непрерывности существования и движения чего бы то ни было, категорически не отвечают действительности. Здесь речь идет о реально существующем основании мироустройства, а не о нашем нынешнем предельно упрощенном его восприятии, реализуемом архаической парадигмой традиционного сознательного восприятия. Сама идея континуальности пространства и времени предполагает наличие бесконечности во всяком сколь угодно малом пространственном и временном отрезке, что абсурдно. В реальной природе существует только одна бесконечность и та не существования, а становления — неограниченная преемственность становления событий, формирующая вечность. См.: Пространство и время (действительное существо и природа оснований); Бесконечность и реальность; Вечность (существо и природа).
Ныне широко эксплуатируемая идея бесконечности (континуальности), придуманная традиционной парадигмой, удобна тем, что позволяет объяснить все что угодно, ничего при этом не объясняя. Даже квантовая механика, которая исходит из квантованности всего происходящего, в том числе пространства-времени, тем не менее, и та вносит в свои теории идею бесконечностей (в частности идею бесконечных флуктуаций виртуальных частиц), когда в действительности всё существующее по своей внутренней природе лишено каких бы то ни было бесконечностей. Нет необходимости вводить идею бесконечностей, ибо всё воспринимаемое можно объяснить, а также описать в формализованных понятиях исходя из фактической конечной реальности. Если говорить о физических частицах, как неких непрерывно существующих объектах, то в реальной природе нет ничего подобного, не говоря уж о виртуальных частицах. Все, что мы воспринимаем, в том числе в пузырьковых камерах и во всех прочих детекторах частиц — это единственно и только события взаимодействия или события спонтанного распада (что собственно и исследует физика микромира).