В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Память вселенных, миров вселенных, Мироздания (существо и природа)

Порядок бытия, реализуемый исключительно и только в преемственно организованном становлении преходящих событий, предполагает наличие фактора обеспечивающего сохранение этой преемственной организованности между событиями, то есть должна существовать в природе некая универсальная память. Все события преходящи, поэтому существовать они могут только в преемственно организованном становлении, что образует процессы и процессуальные объекты. В свою очередь все процессы также реализуются в событиях, которые (данные события) с необходимостью включены в системы некоторых иерархически более высоко организованных процессов и т.д. Возникает закономерный вопрос, где сохраняется (запоминается) преемственная организованность всего этого движения образующего Вселенную, а также преемственная организованность становления миров вселенных и всей системы Мироздания. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя); Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
Бытие любой вселенной, любого мира вселенных и всей системы Мироздания реализуется в преемственно организованном становлении их образующих преходящих событий, упорядоченных в процессы. При этом каждая вселенная, мир вселенных и вся система Мироздания характеризуются фактором целостной организованности. В своей сути и в сути оснований своей природы фактор, обеспечивающий преемственно организованное становление процессов бытия вселенных, миров и всей системы Мироздания, тот же, что и фактор, обеспечивающий преемственно организованное становление процессуальных гештальтов психики, толкуемый как память психики. Это основание универсально и представлено хеприферентными основаниями мироустройства. Отсюда правомерно говорить о памяти вселенных, миров вселенных, всей системы Мироздания, понимая под этой памятью фактор, обеспечивающий преемственную организованность становления событий бытия соответственно вселенных, миров вселенных, Мироздания, в том числе в частности память преемственного становления гештальтов психики (сознания) человека. См.: Целостность; Вселенная; Мир вселенных; Мироздание; Сознание (существо и природа); Память психики (природа и местонахождение); Гештальт (в психологии).
Также как в памяти психики человека, в памяти любой вселенной, любого мира вселенных и всей системы Мироздания при прочих равных условиях выше вероятность преемственной реализации тех процессов, которые обладают относительно более высокой архетипичностью, что по аналогии с психикой можно толковать как более легкое припоминание этих процессов. Снижение архетипического веса тех или иных процессов снижает вероятность (закономерность) реализации этих процессов (что приводит к их забыванию). См.: Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства.