В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Природа и существо Бога

1. Бог — Иерархически Наивысший Уровень Организованности Мироздания. Реальный Бог, а не идеальный нами придуманный, существует в действительности, поэтому Его природа, как и природа всего реально существующего, познаваема. См.: Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Мироздание; Цель Бога и ее реализация.  
2. Природа Бога та же, что и природа всего существующего (та же, что и природа всего сущего), и эта природа является процессуальной. Всё образовано преемственно организованным становлением событий, которое в зависимости от различной организованности образует различные процессы, обладающие различными свойствами. При этом иерархическое развитие процессов определяет в силу эмерджентных отношений качественное развитие их свойств. Таким путем формируются все вещи, в  том числе все материальные и все идеальные вещи. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
3. Существо Бога, вычленяющее и различающее Его в системе Мироздания, состоит в присущем Богу иерархически наивысшем уровне организованности Его образующих процессов. В соответствии с эмерджентным порядком формирования свойств, Бог характеризуется качественно наивысшими свойствами, которые не сводятся и не могут быть сведены к свойствам иерархически нижестоящей системы Мироздания (к свойствам Метамира, миров и вселенных). Свойства Бога представляют собой нечто качественно большее, чем все составляющее прочую природу, обладающее способностью целенаправленного управления всей системой Мироздания — способностью управления развитием Метамира, миров и вселенных, а также собственным саморазвитием. См.: Мироздание; Метамир; Мир вселенных; Вселенная; Бог в современном восприятии, познании и понимании.