В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало

1. Динамика (от греч. dynamis – сила) — раздел физики, изучающий движение материальных тел под действием приложенных к ним сил. В варианте эпистемного сознательного восприятия оснований мироустройства динамика исследует движение преемственного становления и относительного разнесения событий в зависимости от содержания хеприферентной организованности — фактора преемственной организованности становления и относительного разнесения событий, сформированного в предыдущих реализованных событиях. В этой связи динамическое движение (динамические процессы) — есть организованное движущее начало, формирующее в зависимости от его организации процессы образующие статические (точнее квазистатические) объекты и процессы их относительного движения. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Фундаментальные основания мироустройства; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя); Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические).
В событиях формируется фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения следующих событий, в тех — фактор организованности становления и относительного разнесения следующих событий и т.д. При этом под организованностью понимается организованность движущего начала становления и относительного разнесения событий, при реализации которых в них формируется новое содержание организованности движущего начала становления и относительного разнесения следующих событий и т.д.
Порядок формирования в событиях преемственно новой организованности движущего начала становления и относительного разнесения следующих событий определяется существующим порядком причинности. Именно порядок причинности формирует процессы и эволюционное движение развития процессуальной организованности. Важно, что ничего другого нет и не нужно в построении и развитии Мироздания и достаточно в реализации им цели своего бытия. См.: Причинность (существо и структура); Мироздание; Цель бытия Вселенной; Эволюция (универсальный механизм эволюции).
В основе всего существующего лежит организованное движущее начало. Различная организация движущего начала способна формировать различное динамическое движение (процессы), в том числе ротационно зацикленное динамическое движение, воспринимаемое как статические конструкции (физические частицы, обладающие массой покоя, атомы, молекулы и т.д.), и динамическое движение этих конструкций как целостных образований. См.: Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
2. В основе мироустройства лежит организованное движущее начало, определяющее упорядоченное движение преемственно организованного становления и относительного разнесения событий. В событиях формируется фактор преемственной (хеприферентной) организованности реализации становления и относительного разнесения следующих событий, а в тех — следующих событий и т.д. События преходящи и невозможны в существовании сами по себе, поэтому все они реализуются в преемственно организованном становлении, что образует процессы. Различная, в том числе иерархическая, организованность процессов формирует всё разнообразие мира и его движения. См.: Каузальность — движущее начало (движущая причина) в организации мироустройства; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические).
Мир воспринимает себя исключительно и только в событиях своего становления — в преемственно организованном становлении и относительном разнесении событий. Всё, что нами домысливается существующим в реализованном состоянии между событиями — есть изобретения нашего разума, которые не отвечают действительности, ибо реализованными могут быть только события становления, но не что-либо между событиями. Последовательности событий образуют реализованность бытия, которая только и может восприниматься природой и нами как ее частью. Даже фактор преемственной организованности становления событий воспринимается исключительно через реализованное становление событий. В реальной природе есть только движение преемственно организованного становления событий в их относительном разнесении, которое образует процессы, а те определяют все существующее разнообразие природы, в том числе вещественные объекты и их движение, жизнь, сознание, метасознание и т.д. Вся природа, всё в ней существующее — все образовано процессами. Зацикленные процессы образуют квазистатические объекты, а динамические процессы образуют их движение, которое также может быть зациклено и т.д.
3. В предельном основании мироустройства лежит движущее начало, которое упорядочено в форме преемственного становления и относительного разнесения событий и в этой упорядоченности образует процессуальную природу мироустройства. Можно сказать и так, что основание мироустройства — есть упорядоченное движущее начало, реализуемое в преемственно организованном становлении и относительном разнесении событий, что составляет разнообразные процессы.
Движущее начало мироустройства способно, как уже сказано, формировать статические (квазистатические) структуры, что осуществляется путём ротационного зацикливания порядка следования событий, и формировать движение этих статических структур. В отличие от реально существующего единого движущего начала традиционно мыслимое статическое начало (которое само по себе невозможно в восприятии, ибо всякое восприятие — есть становление) хотя и способно в нашем воображении формировать статические структуры, но не способно даже в нашем воображении формировать движение этих статических структур. В таком остатиченном способе восприятия оснований мироустройства необходимо не только объяснить природу этого статического начала, но и ввести движущее начало, иначе оказывается невозможным движение. В действительности для организации мироустройства необходимо и достаточно лишь только одного преемственно организованного движущего начала становления и относительного разнесения преходящих событий, то есть необходимо упорядоченное движущее начало, содержание которого формируется в самих реализуемых событиях. Это движущее начало выстраивает статические (квазистатические) структуры и движение этих структур.
Движущее начало, реализуемое в форме нескончаемого преемственного становления событий бытия, образует вечность. См.: Вечность (существо и природа).